ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ»
ДИРЕКТОР ФЕДОРОВА МАРИНЕ ГРИГОРЬЕВНА
АДРЕС:
210603 г. ВИТЕБСК
ул. ЛЕНИНГРАДСКАЯ, 39
ТЕЛ. +375 212 26 22 55 (приемная)
САЙТ: ckroir.vitebsk-region.by
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОНЕДЕЛЬНИК-ПЯТНИЦА с 8.00 до13.00, с 14.00 до 17.00
ВЫХОДНЫЕ ДНИ: СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ШАРКОВЩИНСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НАЧАЛЬНИК МИХНЁНОК ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА
АДРЕС:
211921 г.п. ШАРКОВЩИНА
ул. КОМСОМОЛЬСКАЯ, 15
ТЕЛ. +375 2154 6 16 30 (ПРИЕМНАЯ)
+375 2154 6 15 31 (ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ДЕТСТВА)
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОНЕДЕЛЬНИК-ПЯТНИЦА с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00
ВЫХОДНЫЕ ДНИ: СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ШАРКОВЩИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ"
ДИРЕКТОР Стотик Ирина Владимировна
РЕЖИМ РАБОТЫ
Понедельник-пятница 08.00 – 17.00
Выходной: суббота, воскресенье, праздничные дни
тел. +375 2154 4 30 82
e-mail: ckro@sharkovshchina.vitebsk-region.gov.by
СПЕЦИАЛИСТЫ:
Учитель-дефектолог – Артюшевская Мария Дмитриевна
Учитель класса: Лопацкая Оксана Павловна
Педагог-психолог: Смертьева Татьяна Христофоровна
Педагог социальный: Спринге Карина Арвидовна
Воспитатели: Михалевич Светлана Станиславовна, Дорошкевич Татьяна Аркадьевна
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. (Кодекс Республики Беларусь об образовании №243-3, 03.01.2011г., гл.56, ст.265)
Направления деятельности:
- Диагностическая деятельность
- Коррекционно-педагогическая помощь и социальная реабилитация
- Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь
- Консультативная деятельность
- Методическая деятельность
- Ранняя комплексная помощь
- Информационно-аналитическая деятельность
Задачи нашей деятельности:
- своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их психолого-медико-педагогическое обследование;
- создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с их возможностями и потребностями, их социальной адаптации и интеграции в общество;
- социальная реабилитация лиц с особенностями психофизического развития;
- обеспечение детей с особенностями психофизического развития своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической, социально-психологической помощью;
- формирование позитивного общественного мнения в отношении лиц с особенностями психофизического развития
Наши возможности:
- Выявление детей, нуждающихся в специальной и коррекционной помощи;
- Психолого-медико-педагогическое обследование;
- Обучение и сопровождение лиц с тяжелыми множественными нарушениями;
- Оказание ранней комплексной помощи детям от рождения до 3 лет;
- Осуществление коррекционно-развивающей работы;
- Социально-психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми и (или) множественными нарушениями;
- Работа родительского объединения «Семейный круг»
- Проведение консультативной работы;
- Оказание методической помощи;
- Проведение обучающих семинаров и тренингов для педагогов и родителей.
- Создание и ведение банка данных о детях с ОПФР, осуществление информационно-аналитической деятельности
ИНКЛЮЗИЯ: ПРИОРИТЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ЦЕННОСТИ
Сегодня в системе образования Республики Беларусь создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. Сближение основного и специального образования осуществляется в нашей стране в рамках интегрированного образования и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Но ставить знак равенства между интегрированным образованием и инклюзивным не стоит: немало различий в подходах и требованиях. Скажем, в интегрированных классах каждый из особых учеников в зависимости от нарушений учится по своей программе (кого–то освобождают от точных наук, кого–то — от изучения иностранного языка), а обязательный элемент учебного процесса — занятия с учителем-дефектологом. Словом, ребёнок зачастую так до конца и не становится частью детского коллектива. При инклюзивном же подходе происходит более тесное включение в образовательный процесс, каждый особенный ребенок обретает полноценное место в группе или классе. Проще говоря, если в первом случае приходится подстраиваться под школу, то во втором — школа сама должна проявить гибкость.
Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:
- каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми;
- физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка;
- весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует недискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.
Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком. Сегодня интеграция детей-инвалидов в систему учреждений дошкольного и общего среднего образования в Республике Беларусь является одной из основных задач в сфере образования. Развитие в нашей стране процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками – является, с одной стороны, отражением общемировых тенденций развития образования и общества, с другой, представляет собой реализацию прав детей на образование. Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни «особого» ребенка и его семьи, создание необходимых условий для повышения социальной адаптации и доступа к образованию всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. Для Республики Беларусь проблема доступности образования и внедрения инклюзивного образования весьма актуальна.
Обучение совместно со здоровыми детьми способствует не только включению детей с ОПФР в процесс обучения, но и дает им возможность интегрироваться в другие аспекты жизни учебного учреждения, в которых принимают участие все учащиеся (участие в досуговых мероприятиях, общение со сверстниками и т.д.). Как утверждают многие исследователи и педагоги, вовлеченные в практику инклюзивного образования, детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивной среде, отличает более высокий уровень социального взаимодействия со здоровыми сверстниками. Кроме того, в условиях инклюзивного обучения улучшается социальная компетенция детей с особенностями развития, совершенствуются их коммуникативные навыки. К преимуществам инклюзивного образования относится также и то, что в инклюзивной среде дети-инвалиды обучаются по более насыщенным учебным программам, что способствует повышению их успеваемости и улучшению академических достижений. Дети, обучающиеся в инклюзивных условиях, лучше интегрированы в социальные отношения и после окончания школы, имеют более широкий круг общения, чем их сверстники из специальных школ.
Число детей, обучающихся дома, в специальных школах или в школах-интернатах, уменьшается. Однако, в Республике Беларусь инклюзивная образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и неустойчива. Это обусловлено тем, что система инклюзивного образования находится на стадии формирования.
Важнейшим барьером на пути к независимой жизни инвалидов является неготовность системы образования разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в рамках инклюзивной модели. По данным Министерства образования, только единичные учреждения образования оснащены специализированным программно-аппаратным оборудованием. В 60% учреждений состояние стандартного программного обеспечения не позволяет использовать современные информационно-компьютерные технологии, немного больше половины учреждений специального образования по Республике Беларусь подключены к сети Интернет. Обучение многих инвалидов затруднено в связи с отсутствием специально подготовленной для них «безбарьерной среды» в учебных заведениях, недостаточно развитой инфраструктурой, физической недоступностью учебных учреждений. Многие учебные учреждения все еще не оборудованы для передвижения и обучения инвалидов. Одна из наиболее острых проблем вызвана сложностью передвижения инвалидов с места жительства на место учебы. Еще одна проблема, затрудняющая внедрение инклюзивных форм образования, связана с проблемами кадрового обеспечения. Инклюзивное образование требует подготовки соответствующих специалистов. Профессиональная подготовка педагогов общего образования на данный момент не является достаточной для реализации инклюзивного подхода. Ситуация осложняется отсутствием специальных учебно-методических материалов, пособий, средств обучения и обучающих программ. Для развития инклюзивной практики образования нужны системные институциональные изменения, но самые сложные из них – это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального характера, заключающимися в распространенных установках, стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе родителей, имеющих детей-инвалидов и родителей здоровых детей принять новые принципы образования.