Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Формы жизнеустройства детей

Семейное устройство несовершеннолетних 

Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • Усыновление
  • Опека и попечительство
  • Приёмная семья
  • Детский дом семейного типа
  • Патронатное воспитание
  • Усыновление
  • Опека

Куда обращаться?

Отдел по образованию Шарковщинского райисполкома (г.п. Шарковщина, ул. Комсомольская, 15, каб.56), тел.: 8 (02154) 6-15-31;

Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь (www.nacedu.by, г. Минск, ул. Платонова, 22, Тел.: (017) 284-71-51; (017) 331-06- 17);

Республиканский интернет-портал о детях, нуждающихся в семейном устройстве: www.dadomu.by.

Приемная семья, детский дом семейного типа

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:

реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;

получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители и родители-воспитатели профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;

не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья или ДДСТ, чтобы не разлучать братьев и сестер);

жить и воспитываться в своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;

общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;

успешнее социализироваться в обществе;

быть усыновленными (при наличии правового статуса);

получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ

Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

лиц, лишенных родительских прав;

бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ

Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ:

Шаг 1.Представьте в управление (отдел) образования по месту жительства:

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;

свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;

медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;

письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;

сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Эти курсы организует для Вас управление (отдел) образования на базе местного социально-педагогического центра или другой уполномоченной организации. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Как можно больше узнайте о предстоящей работе: пообщайтесь с уже работающими приемными родителями, посетите тематические интернет-сообщества и форумы, где обсуждаются вопросы приемного родительства и воспитания детей с особенной судьбой. Руководствуйтесь не иллюзиями, мечтами или жалостью к бедным сироткам, а трезвым расчетом: смогу ли я воспитывать ребенка, пережившего разрыв с родными родителями? Не скачусь ли я до обвинений его «плохих» родственников и возвеличивания себя «хорошего» в глазах ребенка? Смогу ли трудиться практически в круглосуточном режиме?

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.

Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя, родителя-воспитателя ДДСТ.

Шаг 4. Управление (отдел) образования предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метров на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.

Шаг 5. После вынесения местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Шаг 6. Приемная семья, ДДСТ являются объектами постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники семьи или ДДСТ, специалистов местного социально-педагогического центра, управления (отдела) образования по месту жительства. Приемные родители и родители-воспитатели ДДСТ, как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи и ДДСТ. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель, родитель-воспитатель ДДСТ может в управлении (отделе) образования, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи, ДДСТ.

ФОРМЫ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ

Каждый ребёнок имеет право жить в семье.

Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», статья 15


Социальное сиротство – актуальная проблема.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся  лица в возрасте до 18 лет,  которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах (отобранием у них детей без лишения родительских прав), признанием родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, нахождением их в розыске, болезнью родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождением родителей в местах содержания под стражей, отбыванием ими наказания  в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, оставлением детей в учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты, подкидыванием детей и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном Законом порядке.

В соответствии с Кодексом о браке и семье Республики Беларусь, вступившим в действие с 1 сентября 1999 г., защита прав и законных интересов  детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются местные исполнительные и распорядительные органы.

Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходима семья. Психические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможно­сти для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, помогает вступать в самостоятельную жизнь.   У детей появляется положительный опыт семейной жизни, что важно для их будущего.

В Республике Беларусь  для жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей существуют замещающие семьи.

ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ – понятие обобщающее, это все формы семейного устройства детей, утративших родные семьи. В настоящее время в Республике Беларусь имеются следующие формы устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • усыновление,
  • опека (попечительство),
  • приемная семья,
  • детский дом семейного типа,
  • патронатное воспитание.

Приоритетной формой устройства детей-сирот в семьи является УСЫНОВЛЕНИЕ, когда  ребенка принимают в семью на правах кровного. Усыновленные дети по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются к родственникам по происхождению, приобретают  личные имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим биологическим родителям (родственникам).

ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) над детьми  одна из форм семейного устройства. Обязанности по опеке и попечительству выполняют безвозмездно. Опека (попечительство) может быть установлена над детьми, оставшимися без попечения родителей, и при длительном (более шести месяцев) отсутствии родителей по уважительным причинам. Ежемесячные выплаты, следуемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений, поступают в распоряжение опекуна (попечителя) и расходуются на содержание подопечных.

Сведения об израсходовании средств и управлении имуществом подопечного предоставляются в охрану детства отдела по образованию.

Опекун вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства. Опекун не вправе препятствовать ребенку общению с родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Опекун обязан проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. 
В отношении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) лиц, не состоящих с ними в родстве, допускается усыновление в общем порядке.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ  И  ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА   – это профессиональные формы семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приёмная семья образуется на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью и трудового договора. Трудовые отношения приемного родителя с управлением (отделом) образования регулируются трудовым законодательством Республики Беларусь. Время работы в качестве приёмных родителей засчитывается в общий трудовой стаж, выплачивается заработная  плата.  Можно работу совмещать и работать по основному месту работы. Ежегодно приёмным родителям полагается отпуск продолжительностью 56 дней. Во время отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых воспитанников приёмных семей. В приёмной семье ребёнок не утрачивает статус несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, поэтому за ним сохраняются предусмотренные законодательством льготы.

Передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и воспитанниками приемной семьи правоотношений, подобных детско-родительским правоотношениям в биологической семье, правоотношениям родственников «по крови». Дети в приёмной семье находятся временно, на срок договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем) и трудового договора (заключается между управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем). При желании приёмных родителей  отношения могут быть продолжены, однако они уже не будут носить правового характера. При желании родителей приёмный ребёнок может быть ими усыновлён.   В приемной семье число детей, принятых на воспитание, не должно превышать 4 человека.

Государство выплачивает ежемесячные денежные средства на содержание приемных детей, а также компенсируются расходы на коммунальные услуги и др. Сведения об израсходовании средств   предоставляются в охрану детства отдела  по образованию.

ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Родителями-воспитателями могут быть дееспособные лица обоего пола в возрасте от 25 лет.

Решение о создании детского дома семейного типа принимается  районным  исполнительным  комитетом.

Приемные родители и родители-воспитатели по отношению к принятым на воспитание детям обладают правами и выполняют обязанности опекуна (попечителя).

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Патронатное воспитание регламентировано  постановлением Совмина Республики Беларусь № 596 от 28 июня 2012 года.

Патронатное воспитание предполагает передачу  в семьи на каникулы, выходные, праздники  детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях или обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.  Даже кратковременное пребывание воспитанников интернатных учреждений в семье является очень важным фактором для их социализации, содействует  их знакомству с семейным укладом жизни,  овладению ими  навыками общения, бытовыми умениями, распределением обязанностей в семье.

Опекунами, попечителями переданных на патронатное воспитание детей остаются руководители учреждений. С патронатными воспитателями  заключаются договоры, предусматривающие их права и обязанности и права и обязанности учреждений. 

Патронатное воспитание является   формой семейного устройства детей, при которой  законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Директор Национального центра усыновления Наталья Поспелова разъясняет: «Патронатная семья - это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых. Передача ребенка на воспитание производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передается в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, переданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, а вот воспитательные функции берут на себя семьи».

Разнообразие форм семейного устройства детей-сирот позволяет максимально учитывать специфичность жизненной ситуации конкретного ребенка при определении его дальнейшего жизнеустройства.


Разделы сайта