Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профилактика насилия


 Информация о видах помощи жертвам домашнего насилия

  1. Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: тел. 8-801-100-8-801 (линия предназначена для всех совершеннолетних жителей Беларуси, когда-либо столкнувшихся с насилием в семье; пострадавших, свидетелей актов насилия, а также тех, кто опасается, что может оказаться в подобной ситуации. Абоненты, обратившиеся на линию, могут получить социальную, психологическую, юридическую помощь совершенно бесплатно, конфиденциально и анонимно. Со стационарных телефонов звонок бесплатно.)
  2. Республиканская «Детская телефонная линия»: 8-801-100-1-611.
  3. Телефон доверия для детей и подростков: тел. 8(017)263-03-03.
  4. Телефон доверия г. Витебска (круглосуточно) тел. 8(0212)61-60-60.
  5. Предоставление психологической консультации, оказание психологической поддержки ГУО «Социально-педагогический центр Шарковщинского района»: телефон 4-19-02 (с 8.00 до 17.00 по рабочим дням).
  6. Кризисная комната Шарковщинского района:

 тел. 4-15-61; 3-92-59.

 ГУО «Социально-педагогический центр Шарковщинского района»

Памятка для педагогов

Предупреждение

 преступлений против

 половой неприкосновенности и половой свободы,

 совершаемых в отношении несовершеннолетних

 Признаки сексуального насилия

у детей и подростков:

Физические признаки:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексу-альное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации

ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

 Как вести себя, если ребенок

 рассказал Вам о насилии?

 

-Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно.

 

-Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, если увидит Вашу болезненную реакцию.

 

-Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность информации.

 

-Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Это не твоя вина», Ты такой не один, это случается и с другими детьми».

 

-Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Все будет хорошо», «Мама не будет сердиться».

 

-Объясните ему, что Вы собираетесь делать дальше.

Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Шарковщинского района» 

Памятка для воспитателей

«Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия»

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
  • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
  • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка,
  • тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Профилактика жестокого обращения с детьми:

1. Создание доверительно-делового контакта с родителями;

2. Участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

3. Изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком: Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

  • ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
  • ребенок не ухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
  • ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
  • у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
  • ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
  • ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
  • ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
  • у ребенка проблема со сном, боязнь темноты. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.

Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

1. Похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме.

2. Проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем.

3. Объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах.

4. Держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

1. Показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).

2. Обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить. Просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

  • оградить ребенка от реакции других детей;
  • уделить ребенку максимум внимания;
  • дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам.

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь по Витебской области: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)

Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. В Шарковщинском районе помощь оказывает врач-психиатр-нарколог - Галай К.В. 44237.

Телефон круглосуточной горячей линии для лиц, пострадавших от домашнего насилия: 8 017 317 32 32.

Либо сообщить о случившемся по телефону 102.

Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Шарковщинского райисполкома - Федорова М.П. 62381.

Главный специалист отдела по образованию Шарковщинского района – Пастушкова О.Г. 61531.

Специалисты ГУО «СПЦ Шарковщинского района» 60786.

Разделы сайта