Прежде чем говорить о нежелательном поведении нужно сначала разобраться что же такое поведение?
Поведение - это процесс взаимодействия живого организма с окружающей средой. Чем отличается поведение детей с РАС от сверстников? Прежде всего тем, что в воспитательных моментах они постоянно погружены в свои мысли и переживания, мало реагируют на происходящее при фронтальном общении, до них «не докричаться», размахивают руками, головой, не придерживаются (или придерживаются очень формально) выполнения режимных моментов, могут отстать, пойти в другом направлении, бездействовать, требуют постоянного внимания взрослого.
Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра в ситуации обучения принято считать:
• отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость;
• самостимуляция;
• падение на пол;
• побеги от взрослых;
• стремление забираться на высокую мебель;
• крики, ругательства, шум и т.д.;
• плач;
• истерики;
• разрушительное поведение;
• укусы, толчки, драчливость;
• самоагрессия.
Детям с РАС, очень сложно попросить то, чего они хотят, им проще ударить себя или другого человека, кричать, щипаться и т.д. Особый ребенок, который не знает, как ждать или просить внимание взрослого, очень быстро понимают, что агрессия, самоагрессия - самый быстрый способ добиться желаемого.
Существует всего 4 основные функции нарушения поведения:
Доступ к желаемому предмету или действию.
Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.
Привлечение внимания (взрослого, сверстников)
Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывают и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.
Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий
То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов.
Получение сенсорной стимуляции
Сенсорная стимуляция может быть визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной (сжатие) и комбинированной.
Для начала нужно выяснить какой тип нарушения преобладает. Легче всего понять, когда ребенку нужна сенсорная стимуляция, поведение не поменяется, даже если взрослый отсутствует, ребенок в одиночестве продолжает свое поведение продолжительное время. Определить другие типы нарушений поможет наблюдение, и ведение записей (дневников). Педагоги, которые работают с детьми с РАС должны очень внимательно и объективно фиксировать условия, когда возникло нежелательное поведение и четко понять, что стало травмирующим фактором (музыка, шум, определенная вещь, с которой ребенок вступил во взаимодействие, отсутствие четкого плана, новое место и др.). Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что то предшествует. Неговорящие дети с РАС с помощью своего поведения разговаривают с вами!
Как же быть в случае, если поведение ребенка является неадекватным, неудобным? Для начала нужно понять, что все поведение ребенка зависит от окружающей среды, от предметов с которыми он взаимодействует, если есть неприемлемое поведение, значит его что-то раздражает, есть факторы или условия, которые для него не переносимы. Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения.
На начальном этапе обучения следует продумывать свои действия так, чтобы минимализировать провоцирующие истерики факторы. Для этого можно широко использовать видимые стимулы – наушники, чтобы избежать шума; любимую игрушку, для того, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноко в новом месте; структурированное пространство в столовой, классе, где четко нанесены визуальные контуры его места; парту, поставленную впритык к стене, для создания эффекта сокращения пространства и собирания внимания ребенка.
В дальнейшем предстоит сложный процесс привыкания к новым условиям, но это должно проходить под контролем взрослого, дозированно.
Взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны Вы, а не ребенок. Вы должны стать «Руководящим контролем!» Что это значит? Вы должны контролировать любые предметы, которые ребенок хочет получить.
В процессе того как ребенок налаживает с вами контакт, обращайте внимание на то, что его привлекает, показываете ему предметы и вещи, опираясь на тип его нарушения, который рассмотрели выше. Вы должны найти стимулы, предметы, вожделенные для ребенка. Все они должны лежать, например, в прозрачной коробке, ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы оговариваете, когда и как долго они будут в его распоряжении. Как это должно работать? Вы даете инструкцию сделать что-либо, но желанный предмет ребенок получит только после заранее оговоренного числа раз выполнения задания (серия заданий). Например, вы просите ребенка подобрать картинку к игрушке на столе, при этом вы уже делали подобное и ребенок может сам, или с минимальной помощью сделать задание 2-3 раза. Вы обещаете дать ему стимул после того, как он выполнит серию из 4 раз. После этого он может поиграть со стимулом определенное время (отмеряете песочными часиками, звуковым таймером). Покажите ребенку, что следуя вашим инструкциям, он сможет получить, то что хочет (стимул), формируйте его доверие, не обманывайте, выполняйте сказанное. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.
Задания должны быть тщательно подобраны, педагог должен регулировать нагрузку числом серий, избегая ненужного поощрения за заведомо легкое задание и не доводя до истерики неразрешимо тяжелым заданием. Нагрузку увеличиваем постепенно, в случае если ребенок внезапно начинает отказываться от работы, плакать и разбрасывать предметы, вернитесь на 2-3 занятия назад, (слишком быстрый темп для ребенка).
Сложность заданий также постепенно увеличиваем, после простых заданий посчитать предметы на столе и подобрать соответствующую цифру к ним и тд. Эта ступень разрешает вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая подсказка, физическая). Постепенное уменьшайте частоту поощрений.
раскрыть » / « свернуть