Появление индивидуальных черт у каждой личности не случайно. Это связано с тем, что каждый человек проходит свой индивидуальный путь развития, который неповторим и, соответственно, в процессе его прохождения он приобретает индивидуальные свойства, которые отличают его от иных людей. В процессе развития, у человека происходит формирование психических процессов в своеобразном темпе и в разных условия, что и приводит к развитию у личности индивидуальных особенностей. Однако мы можем с определенной убежденностью сказать, что для конкретного возраста существует ряд знаний и навыков которыми надо обладать.
3-4 года
Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний - между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Бытовые навыки
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Держит ложку за конец ручки.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.
Физическое развитие
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.
Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
5 - 6 лет
Общая моторика:
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
зрительно-двигательная координация:
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
Речевое развитие:
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т.д.). Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение понятий: звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
Математические представления:
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года, дает им описание.
Общая осведомленность:
Называет свое имя, фамилию, свой возраст, день рождения, домашний адрес, имена родителей их профессии.
Возрастные нормы развития ребенка 7 лет
Дорогие родители! Сравните эти примерные нормы с тем, что умеет ваш будущий первоклассник. Скорее всего, он знает и умеет гораздо больше, но может быть, на что-то все - таки стоит обратить внимание и «подтянуть» его перед школой.
- Знать, как его зовут, имя и фамилию, возраст, и дату рождения;
- Как зовут его родителей и близких родственников, сестру, брата, бабушку, дедушку;
- Адрес, страну и город проживания.
Моторное развитие
- Может быстро перестраиваться во время движения (равняться в колонне, шеренге, круге)
- Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе
- Может кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде
- Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис
- Хорошо умеет работать с разными материалами – бумагой, картоном, тканью
- Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком
Сенсорное развитие
- Правильно называет простые и сложные геометрические формы
- Правильно указывает основные различия геометрических форм
- При рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки
Умственное развитие
- Владеет прямым и обратным счётом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание
- Четко устанавливает причину и последствия событий, выделяет главное
- Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает
Игровая деятельность
- Создает планы игры, предпочитает групповые игры
- В процессе игры обобщает и анализирует свои действия
- Игра может продолжаться в течение нескольких дней
Поведение
- Переживает за свои и чужие поступки
- Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей
- Первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам
Навыки
- Выполняет индивидуальные поручения. У него формируются трудовые навыки: убирает комнату, ухаживает за цветами.
Итак, что можно доверить ребенку в 7 лет:
- Уборку, мыть полы, подметать, пылесосить;
- Полив цветов;
- Ухаживать за своим питомцем;
- Следить за своими вещами, убирать игрушки, поддерживать порядок на своем столе, раскладывать и развешивать одежду, а грязную относить в стиральную машину;
- Застилать постель;
- Мыть посуду;
- Знать дорогу из школы домой;
- Уметь правильно переходить дорогу;
- Приготовить простейшее блюдо, к примеру, сварить яйца или сделать бутерброд итд.
А теперь признайтесь, сколько дел из этого списка вы делаете за своего ребенка? Тем не менее 7-ми летний ребенок должен не просто уметь это делать, – это должно войти у него в привычку. Но чтобы прийти к этому потребуется время. Ведь даже у взрослого человека на формирование привычки уходит примерно месяц, что уж говорить о ребенке. Наберитесь терпения и перестаньте выполнять его обязанности за него, лучше мотивируйте их выполнение. А что касается нормы развития ребенка в 7 лет, то конечно же они условны, и совсем необязательно придерживаться их во всем. Однако, для общего понимания и ориентира, что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте они важны.
Подготовила педагог-психолог Смертьева Т.Х.
раскрыть » / « свернуть